ТОРЖОК. НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ОДНОГО МЕСТА
Место: улица Дзержинского, 105А - Территория Детской школы искусств
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
ЗДЕСЬ БЫЛ ДОМ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛЬВОВА (1753-1803)
В Топографическом и историческом описании города Торжка 1783 г. среди публичных и общественных строений указан деревянный бывший полковничий дом, «что ныне общественный дом» на территории упразднённого Рождественского монастыря .
На заседании Новоторжского городового магистрата 10 января 1784 года, было заслушано сообщение городничего Львова об этом доме и «зачатой строением каменной церкви на Рождестственской земле», выкупленных ранее Новоторжским гражданским обществом. Церковь решено было снести (её оценка была произведена в 1780 году), а градской общественный деревянный дом был продан «его высокородию полковнику Николаю Александровичу Львову» . Думаю, что эту покупку Н.А. Львов осуществил не без помощи своего родного дяди – городничего Петра Петровича Львова. Отметим, что в начале января 1784 г. Львов приезжал из Ревеля на родину, побывав в своём имении Черенчицы, в Твери, Торжке. В это же время, а именно, 8 января 1784 года, он пишет прошение на имя епископа Тверского и Кашинского Иоасафа II о постройке в своей новоторжской вотчине в сельце Черенчцы церкви «во имя трех христианских добродетелей: веры, надежды, любве». Всё это: и покупка дома в Торжке, и решение построить в Черенчицах церковь во многом было обусловлено тем, что в конце декабря 1783 г. в Ревеле, спустя три года после венчания, была обнародована тайная женитьба Н.А. Львова на М.А. Дьяковой.
В 1797–1798 гг. этот дом в Торжке значится за статской советницей Марией Александровной Львовой, женой Н.А. Львова (в 3-й городовой части, в 78 отделении).
Мы не знаем, когда этот дом перешёл к другим владельцам. В метрической книге Ильинской церкви 1823 г. (дом находился в приходе этого храма) есть запись о смерти сына Егора у дворового человека господина Леонида Николаевича Львова Василья Григорьева. Эта запись – косвенное свидетельство тому, что в 1823 г. дом Н.А. Львова в Торжке принадлежал его старшему сыну Леониду Николаевичу Львову (1784–1847).